ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ (1955)
Вооруженный знаниями, полученными из клинического опыта, каждый врач-гомеопат должен взять на себя миссию защиты ганемановских принципов гомеопатии. Однако, чтобы претворить ее в жизнь, необходимы два условия: усвоение этих основных принципов и определенный уровень знаний.
Что касается первого, то гомеопат должен хорошо понимать, почему принцип Similia similibus curentur(подобное лечится подобным) является естественным следствием афоризма Гиппократа Natura morborum medicatrix.
Болезнь — это процесс адаптации к окружающему, социальному и биологическому миру, в котором живет индивидуум. Адаптация осуществляется не только инстинктивно, в ней также задействован ум — способность размышлять, оценивать обстоятельства и решать, но в любом случае и болезнь и адаптация являются проблемой свободы.
Прошли те времена, когда болезнь рассматривали как локальный феномен. Жизнь может существовать лишь как единое целое, а целостность базируется на неуловимом факторе, который называют «душой». В основе личности лежит душа, и именно там гомеопат должен искать элементы, необходимые для постановки диагноза. В современной клинической практике каждый больной рассматривается как особый, уникальный, индивидуальный случай, конкретные особенности которого необходимо установить, вместо того чтобы наклеивать на него ярлык нозологической формы или причислять его к какому-либо классу. Именно изучение души, т. е. тех личностных качеств, которые и представляют индивидуум в целом, отличает гомеопатию от других терапевтических направлений.
Не случайно Ганеман начинает свой «Органон» не с изложения закона подобия и способов применения гомеопатических средств, а с утверждения, что единственной и высочайшей целью врача является лечение. Он подчеркивает, что, для того чтобы вылечить пациента, врач должен понимать биологическую и эмоциональную неспособность больного приспособиться к своему окружению как к процессу, затрагивающему всю личность.
Аналитическая медицина довела до совершенства систему дифференциальной диагностики. Однако она не способна синтезировать и не обладает ни холистическим подходом, ни унифицированной клинической перспективой, необходимыми для понимания каждого отдельного пациента. Как можно изучать человека как абстракцию, как отдельный изолированный организм, не придавая значения его биологическим и эмоциональным отношениям с миром? Гомеопаты не строят теоретических предположений на тему состояния или болезненного процесса, от которого страдает пациент. Вместо этого они ставят терапевтический диагноз, основанный на личностных характеристиках индивидуума и того способа, которым он преодолевает жизненные трудности.
Основной тезис гомеопатии, заключающийся в том, что болезнь есть реакция всего организма, совпадает с принципом, который лежит в основе медицины Гиппократа. Существуют две диаметрально противоположные точки зрения на то, что мы называем «болезнью». С точки зрения Гиппократа (1460–1377 до н. э.), болезнь (греч. nosos) — это тот путь, которым человек заболевает. С другой, высказанной английским врачом Сиденгамом (1624–1689), болезнь считается болезненным феноменом природы, который как бы накладывается на человека. Концепция Гиппократа является изначально антропологической: болезнь — это реакция, поэтому для ее понимания необходимо изучение индивидуального способа реагирования каждого конкретного пациента. Обобщая свои наблюдения и стараясь придать им универсальность, Сиденгам продемонстрировал чисто научный (материалистический) подход, который принимает во внимание лишь характер телесных повреждений.
Закон исцеления является закономерным следствием холистического принципа, который лежит в основе гомеопатии. Гомеопатическое лечение следует по пути жизненной энергии: от центра к периферии, от мозга к внутренним органам, от более важных внутренних органов к менее важным, из верхней части тела в нижнюю, — а на психическом уровне стимулирует развитие личности до ее полной зрелости — основному предназначению каждого человека. Только те врачи, которые в каждом конкретном случае твердо придерживаются закона исцеления, могут по праву называть себя гомеопатами.
Как люди мы достигаем психологической зрелости при переходе из фазы эгоцентричности (когда мы стараемся манипулировать людьми и событиями исходя из личных интересов) к альтруистическому, объективному пониманию реальности, когда нужды окружающих мы воспринимаем как свои собственные, когда одиночество и страх заменяются ощущением общности с окружающей действительностью. Пациент в гомеопатии — это цельная личность, у которой по мере ее развития формируются адаптивные реакции по отношению к своему окружению.
Перечисленные выше принципы формируют теоретический базис клинического образования врача-гомеопата, однако для успешной практической деятельности врач должен обладать достаточным уровнем развитого самосознания. Врачи, которые не осознают или не хотят осознавать свои подсознательные мотивы, могут создать себе большие трудности в работе. Они должны быть зрелыми людьми, способными понимать, любить и сопереживать своим пациентам и их проблемам. Такое взаимодействие врача и пациента является существенной частью лечения, поскольку это единственный способ заглянуть изнутри в жизнь больного, глубже понять его личную жизнь, а соответственно и стоящие перед ним проблемы.
Врач должен быть способен сопереживать пациенту, чтобы стимулировать свою интуицию, состоящую из его собственного опыта как личности, патогенезов изученных им лекарств и синтетических клинических перспектив, пребывающих в виде образов в его подсознании.
Только так, путем сравнения собственной психической жизни с тем, что происходит в психике пациента, мы можем обеспечить его всестороннее лечение, основанное на истинном желании ему помочь. Мы не хотим того, что ценили вчера, — мы ценим то, что хотим сегодня. Поэтому каждый врач должен четко осознавать те побудительные мотивы, которые привели его к выбору данной профессии.